Черно-белая магия

Cтратегия шахмат - область, достаточно хорошо изученная. Многие стратегические приемы профессиональными шахматистами отработаны до совершенства. Даже сильные любители умело используют в своих партиях блокаду, ограничение подвижности сил противника, игру против изолированных или слабых пешек и т.д. Одной из фундаментальных основ шахматной стратегии является умение использовать слабость полей определенного цвета - т.н. белопольная и чернопольная стратегия. Казалось бы, шахматисты должны в равной мере хорошо использовать слабость и белых, и черных полей. Но здесь обнаруживается удивительный феномен.

При изучении партий современных шахматных "грандов" и маэстро прошлого, невольно обращаешь внимание на тот факт, что слабость черных полей, чернопольную игру они используют гораздо более эффективно. Не случайно и пешечная структура во многих классических дебютах и системах выстраивается именно по черным полям, например белыми во французской защите, черными в староиндийской защите, белыми в дебюте ферзевых пешек или ферзевом гамбите в системах со Сg5 и т.д.

Это вполне закономерное явление - зрение большинства людей устроено так, что темные цвета они воспринимают более контрастно, чем светлые. На темных цветах легче концентрировать внимание, они рельефнее, ими проще оперировать. Можно предположить, что эти факторы сказываются и на умении шахматистов играть по полям черного цвета, лучше использовать или располагать фигуры по черным полям. Большинство шахматистов тяготеет именно к такой игре, подсознательно ориентируясь на поля определенного цвета. Конечно же, сильные шахматисты должны достаточно хорошо играть по полям обоих цветов, но все же тяготение к черным подчас бывает непреодолимым.

Шахматисты, которые предпочитают игру по черным полям, это т.н. "шахматные правши". Гораздо меньшее число предпочитает игру по белым полям. Их можно условно назвать "левшами". Соотношение первых ко вторым примерно такое же, как и в обычной жизни. Подобные явления наблюдаются и в других видах спорта, например, в футболе: даже великие футболисты невольно подстраивают мяч под удар правой ноги, хотя им и необходимо умение бить по воротам с любой.

Обратимся к примерам из шахматной практики, чтобы нагляднее объяснить "чернопольный феномен".

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Кc3 g6 4.d4 ed 5.Кd5 Сg7 6.Сg5 Кge7?

Правильно 6...Кce7








7.К:d4! С:d4 8.Ф:d4! К:d4 9.Кf6+ Крf8 10.Сh6#

Этот простейший пример кочует из учебника в учебник. Быстрый и убедительный разгром по черным полям.

РЕШЕВСКИЙ - ВАГАНЯН
Скопье 1976
Французская защита

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Кd2

Большой популярностью пользуется и ход 3.e5 с той же чернопольной идеей построения пешечной цепи.

3...Кf6 4.e5 Кfd7 5.f4 c5 6.c3 Кc6 7.Кdf3

Белые выстроили типичную пешечную цепь и теперь намерены организовать атаку на королевском фланге,

7...Фа5,

угрожая ходом 8...cd разрушить пешечный центр.

8.Крf2 Сe7 9.Сd3 Фb6 10.Кe2 f6

Черные последовательно подрывают пешечный центр противника, попутно намереваясь использовать ненадежное положение их короля.

11.ef?! С:f6 12.Крg3 cd 13.cd 0-0 14.Лe1








14...e5!!

Блестящий удар, приводящий к выгодному для черных вскрытию игры:

15.fe Кd:e5 16.de Сh4+!

Еще один великолепный удар по черным полям, комбинация носит форсированный характер:

17.Кр:h4 Л:f3! 18.Лf1 Фb4+ 19.Сf4 Фe7+ 20.Сg5 Фe6

Меняя "окраску" своего стратегического замысла,

21.Сf5 Л:f5 22.Кf4 Ф:e5 23.Фg4 Лf7 24.Фh5 Кe7 25.g4 Кg6+ 26.Крg3 Сd7 27.Лae1 Фd6 28.Сh6 Лaf8

Белые сдались.

ЦАТУРЯН - БОДИСКО
по переписке 1985
Французская защита

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Кc3 Сb4 4.e5 c5 5.a3 С:c3+ 6.bc Кe7

7. Кf3

ведет к более спокойной игре, чем острое 7.Фg4. Отсутствие у черных чернопольного слона позволяет белым надеяться на создание игры по диагонали a3-f8. В этом случае слабость черных полей станет весьма ощутимой.

7...Сd7 8.dc!?

Белые сознательно идут на разрушение пешечного центра. Рано или поздно черные вынуждены будут атаковать и брать пешки их ферзевого фланга, а тогда и чернопольный слон скажет свое веское слово.

8...Фc7 9.Сd3 Кa6?! 10.С:a6 ba 11.0-0 Ф:c5

Иначе белые защитят свои пешки на черных полях.

12.a4! Ф:c3 13.Сa3 Лc8 14.Фe2 Лc4 15.Сd6 С:a4 16.Кd2 Ф:c2 17.Фe3








К этой позиции стремились оба соперника. Ради красавца на d6 белые пожертвовали все пешки ферзевого фланга и на этом не остановятся...

17...Кf5 18.К:c4! К:e3 19.К:e3 Фe4 20. Лfc1

Теперь черному королю не уйти от матовой атаки по черным полям.

20...Крd8 21.Лc7 f6 22.Лac1 fe 23.Л:g7 Сb5 24.Сe7+ Крe8

На 24...Крd7 решало 25.Кg4.

25.Сf6 Сc4 26.Лg4! Фd3 27.К:c4 Фe2 28.К:e5

Черные сдались.

Д.БЕРКОВИЧ - ГУФЕЛЬД
Подольск 1992
Староиндийская защита

1.d4 Кf6 2.c4 g6 3.Кc3 Сg7 4.e4 0-0 5.Кge2 c6

После партии Гуфельд наверняка пожалел, что изменил традиционной чернопольной стратегии. А его любимцу, слону g7, уготована незавидная участь.

6.Кg3 d5 7.e5 Кe8 8.cd! cd 9.h4!

Имея стабильный пешечный центр, белые начинают фланговую атаку.

9...Кc6 10.h5 Кc7 11.f4 e6 12.Сe3 b6

Произошла трансформация дебюта. По пешечной структуре позиция напоминает защиту Уфимцева в невыгодной для черных редакции.

13.Фg4 f5 14.Фh3 g5?!

На этот подрыв черные возлагали большие надежды.

15.h6 Сh8 16.fg!

Эффектное опровержение замысла соперника.

16...f4 17.g6 fe 18.g7!

Если бы кто-то до партии сказал Гуфельду, что его чернопольного слона ждет такой ужасный конец, то он непременно вызвал бы его на дуэль. Картинная позиция!








18...Лf2 19.Фg4 Фe7 20.Кh5 Сa6 21.0-0-0 С:f1 22.Лd:f1 Фf7 23.Л:f2

Черные сдались.

Страшный разгром!

ГЛИГОРИЧ - КИНТЕРОС
Нови Сад 1982
Староиндийская защита

1.d4 Кf6 2.c4 g6 3.Кc3 Сg7 4.e4 d6 5.Кf3 0-0 6.Сe2 e5 7.0-0 Кc6 8.d5 Кe7 9.Кe1 Кd7 10.Кd3 f5 11.Сd2 Кf6 12.f3 f4 13.c5 g5 14.Лc1 Кg6








Игра на противоположных флангах - предвестник острой, динамичной борьбы.

15.cd cd 16.Кb5 Лf7 17.Кf2 a6 18.Кa3 b5

Отразив натиск соперника на ферзевом фланге, черные могут переключиться на пешечно-фигурный штурм королевского фланга.

19.Фe1 h5 20.Сa5 Фf8 21.h3 g4








22.fg hg 23.К:g4

Иначе эта пешка замурует белого короля.

23...С:g4 24.С:g4 К:g4 25.hg Сf6

Чернопольный слон с решающим эффектом вступает в игру.

26.Фe2 Сh4 27.Лc3 Сg3 28.g5 Фe7 29.Фh5 Фa7+!

Заключительный удар, на 30.Крh1 решает 30...Лh7.

Белые сдались.

ПИКЕТ - КАСПАРОВ
Тилбург 1989
Староиндийская защита

1.d4 Кf6 2.Кf3 g6 3.c4 Сg7 4.Кc3 0-0 5.e4 d6 6.Сe2 e5 7.0-0 Кc6 8.d5 Кe7 9.Кe1 Кd7 10.Сe3 f5 11.f3 f4 12.Сf2 g5








Эта же позиция встретилась в партии Корчной-Каспаров, Амстердам 1991: 13.a4 Кg6 14.Кd3 f6 15.c5 h5 16.h3 Лf7 17.c6 a5!? 18.cb С:b7 19.b4 Сc8 (Судьба партии решается на королевском фланге) 20.ba Сh6 21.Кb4 g4 22.Кc6 Фf8 23.fg hg 24.hg Сg5 25.Сf3 Фh6 (Методично нагнетая давление) 26.Лe1 Кh4 27.С:h4 (отчаяние в тяжелой позиции) 27...С:h4 28.g5 Ф:g5 29.Лe2 Кg4 30.Лb1 Сg3 (Картинное расположение слона и пешек по диагонали b8-h2) 31.Фd3 Фh4 и белые сдались.

13.b4 Кf6 14.c5 Кg6 15.cd cd 16.Лc1 Лf7 17.a4 Сf8 18.a5 Сd7 19.Кb5 g4!








Необходимо как можно быстрее начать контратаку, времени на h7-h5 уже не хватает.

20.Кc7 g3!

Типичная жертва пешки для вскрытия королевского фланга белых, одновременно черные увеличивают оперативный простор для своих фигур.

21.К:a8 Кh5!








Подключая к атаке коня и ферзя,

22.Крh1 gf 23.Л:f2 Кg3+!

Поле g3 - своеобразный перевалочный пункт для черных.

24.Крg1 Ф:a8 25.Сc4

Если 25.hg fg 26.Лf1, то решает 26...Фd8, вновь перебрасывая ферзя на королевский фланг.

25...a6!

не столько препятствуя b4-b5, как освобождая поле а7 для ферзя. Вспомните заключительный ход в партии Глигорич-Кинтерос.

26.Фd3 Фa7 27. b5 ab 28.С:b5 Кh1!

и черные выиграли. Тандем Ф+К сработал великолепно!

КАСПАРОВ - КАРПОВ
Лион (матч 16) 1990








Черные сдались.

Заключительная позиция партии. Белым удалось организовать вторжение своего короля по черным полям. Символично и расположение фигур белых и черных. Яркий пример чернопольной доминации!

ШОРТ - СЕЙРАВАН
Манила 1990
Защита Каро-Канн

1.e4 c6 2.d4 d5 3.e5 Сf5 4.c3 e6

Эта система сейчас весьма популярна - белые добиваются хороших результатов. Пространственный перевес и расположенные по черным полям белые пешки явно стимулируют творческую и игровую активность.

5.Сe2 c5 6.Кf3 Кc6 7.0-0 h6 8.Сe3 cd 9.cd Кge7 10.Кc3 Кc8 11.Лc1 a6 12.Кa4 Кb6 13.Кc5 С:c5 14.Л:c5 0-0 15.Фb3! Кd7 16.Лc3 Фb6 17.Лfc1 Ф:b3 18.Л:b3

Размен ферзей не облегчает черным защиту, белые доминируют на ферзевом фланге. Но исход борьбы решит атака на королевском!

18...Лfb8 19.Кfd2 Крf8 20.h4!

начиная пешечный штурм на королевском фланге. Широкомасштабная стратегия.

20...Крe8 21.g4! Сh7 22.h5

Теперь неотвратимо последует g4-g5, и черные поля на королевском фланге превратятся в объекты для вторжения.

22...Кd8 23.Лbc3 Кb6 24.Кb3 Кa4 25.Лc7 К:b2

Пир во время чумы!








26.Кc5

Обратите внимание на полях какого цвета расположены белые фигуры. Комментарии излишни.

26...b5 27.g5 Кc4 28.gh gh 29.Кd7

Cплетая матовую сеть,

29...К:e3 30.fe Сf5 31.Крf2!

освобождая поле g1 для ладьи.

31...Лb7 32.Кf6+Крf8 33.Лg1!

Черные сдались.

Вообще, тяготение Шорта к чернопольной стратегии весьма заметно.

ШОРТ - ТИММАН
Тилбург 1991








Полное доминирование белых фигур по черным полям на королевском фланге. Но пока что не видно, как создавать прямые угрозы. Шорт принимает парадоксальное и эффектное решение.

1.Крg3!

Король стремится на h6, черные беспомощны против этого смелого рейда.

1...Лce8 2.Крf4! Сc8 3.Крg5! и черные сдались.

Конечно же, есть и шахматисты, тяготеющие к белопольной стратегии. Из великих к ним можно отнести Капабланку, Ботвинника, Карпова.

БОГОЛЮБОВ - КАПАБЛАНКА
Бад Киссинген 1928








Несколькими тонкими ходами Капабланка придает позиции белопольную стратегическую "окраску".

1...a6! 2.Крe2 Лhb8 3.Кe4 b5 4.c5 d5!

На ферзевом фланге обозначились белые поля для будущего вторжения черных фигур.

5.cd+ cd 6.f4 Лc8 7.f5 Кa5 8.Крd3 Кc4 9.Лab1 d5 10.Кc3 Лc7 11.fe fe 12.g5

Попытка создать контригру.

12...hg 13.Лh5 Крf6 14.Лh3 Лac8 15.Кa2 a5 16.Лf3+ Крg6 17.g4 Кd6 18.Кc3 b4 19.ab ab 20.Кd1 Лc2

Начиная окружение белого короля,

21.Лf2 b3 22.Лa1 Кe4 23.Лe2 Л8c6 24.Лb1 e5! 25.Лa1 Л6c4 26.Лa5 Кc5+! Белые сдались, мат неизбежен.

БОТВИННИК - ПОРТИШ
Монте Карло 1968Английское начало

1.c4 e5 2.Кc3 Кf6 3.g3 d5 4.cd К:d5 5.Сg2 Сe6

Надежнее 5...Кb6

6.Кf3 Кc6 7.0-0 Кb6 8.d3 Сe7 9.a3 a5 10.Сe3 0-0 11.Кa4 К:a4 12.Ф:a4 Сd5 13.Лfc1 Лe8 14.Лc2 Cf8 15.Лac1 Кb8

Заманивая белую ладью в западню. Но создавая предпосылки для последующей великолепной комбинации белых,

16.Л:c7! Сc6 17.Л1:c6! bc








18.Л:f7!!

Великолепный и неочевидный удар, обнажающий белые поля на королевском фланге соперника.

18...h6

Еще одно вынужденное ослабление белых полей.

19.Лb7 Фc8 20.Фc4+ Крh8 21.Кh4! Ф:b7 22.Кg6+ Крh7 23.Сe4 Сd6 24.К:e5+ g6 25.С:g6+ Крg7 26.С:h6+!

Черные сдались.Монументальное полотно!

Скептики могут вспомнить гениальную комбинацию белых в партии Ботвинник - Капабланка, АВРО-турнир 1938. Но это лишь подтверждает правило, что великие шахматисты достаточно хорошо владеют и белопольной и чернопольной стратегией. А в идеале - гармоничное сочетание цветовой "палитры", как, например, в одной из лучших партий, сыгранных за всю историю матчей на первенство мира.

КАРПОВ - КАСПАРОВ
Москва (т.16) 1985
Сицилианская защита

1.e4 c5 2.Кf3 e6 3.d4 cd 4.К:d4 Кc6 5.Кb5 d6 6.c4 Кf6 7.К1c3 a6 8.Кa3 d5!?

Подлинный гамбит, сейчас уже найдены пути получения белыми устойчивого перевеса.

9.cd ed 10.ed Кb4 11.Ce2 Сc5 12.0-0 0-0 13.Сf3 Сf5

За пожертвованную пешку черные получили прекрасное развитие фигур и возможность вторжения в лагерь белых.

14.Сg5 Лe8 15.Фd2 b5 16.Лad1 Кd3 17.Кab1 h6! 18.Сh4 b4 19.Кa4 Сd6

Сделано несколько ходов, а белым уже трудно перемещать фигуры - черные удачно контролируют все ключевые поля.

20.Сg3 Лc8 21. b3 g5 22.С:d6 Ф:d6








23.g3 Кd7

Белые фигуры как бы застыли в ожидании развязки.

24.Сg2 Фf6 25.a3 a5 26.ab ab 27.Фa2 Сg6 28.d6

Обратите внимание на расположение белых и черных фигур - почти все они расположены на белых полях.

28...g4 29.Фd2 Крg7 30.f3

Иначе белые просто задохнутся.

30...Ф:d6 31.fg Фd4+

Удар по черным полям.

32.Крh1 Кf6 33.Лf4 Кe4! 34.Ф:d3 Кf2+ 35.Л:f2 С:d3 36.Лfd2 Фe3 37.Л:d3 Лc1!

Финальные аккорды вновь по черным полям.

38.Кb2 Фf2! 39.Кd2 Л:d1+ 40.К:d1 Лe1+

Белые сдались.

Можно ли извлечь реальную практическую пользу из понимания цветного "феномена" шахматной стратегии? Безусловно, особенно при работе над составлением дебютного репертуара. Например, в классической системе сицилианской защиты после ходов 1.e4 c5 2.Кf3 Кc6 3.d4 cd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 d6 "чернопольщики" выберут систему Раузера с 6.Сg5, а "белопольщики" атаку Созина ходом 6.Cc4. В ферзевом гамбите белыми есть выбор между классическим развитием слона на g5 и переходом в каталонское начало.

За черных "белопольщикам" можно рекомендовать защиту Каро-Канн, защиту Алехина, "шевенинген" в сицилианке, славянскую защиту и т.д.

В шахматной партии есть возможность навязать сопернику неудобную по цвету полей стратегию. Кстати, часто шахматные антиподы - это шахматные "левши" и "правши". Ведь не случайно Карпов неудачно играет черными против каталонского начала, а Каспаров белыми не питает к этому дебюту особых симпатий.

Эта проблема может стать актуальной и при встрече человека с компьютером. Если ввести цветовой алгоритм в компьютерную программу, то он сможет навязывать своему сопернику неудобную для него манеру игры. Думается, что шахматным специалистам в области стратегии еще предстоит исследовать это интересное явление.

Шахматный дивертисмент

Мы просто глина под рукой творца. 

Не знаем мы, чего от нас он ждет. 

Он глину мнет, играя без конца, 

Но никогда ее не обожжет… 

Г.Гессе (“Игра в бисер”)

Удивительная игра шахматы. Уже который век люди пытаются разгадать загадку их привлекательности, вновь и вновь вглядываясь в магические черно-белые клетки и хитросплетения фигур. И вообще, можно ли сказать что-нибудь новое об игре, существующей несколько тысячелетий и прекрасно вам известной? Можно…

Эта идея зародилась в далеком 1970 году. В ту пору я работал тренером по шахматам в школе-интернате для детей-сирот. Шахматы – достаточно жесткий вид спорта, и частые поражения, особенно в начальный период обучения, неизбежны. Я видел, какой сильный стресс испытывают мои ученики после проигранных партий, и мне хотелось хоть чем-то скомпенсировать им горечь поражения. И я подумал, а нельзя ли перевести текст шахматной партии на ноты, нельзя ли выявить музыкальное звучание гармонии логики человеческого мышления? Кроме среднего музыкального образования, у меня была любовь к музыке и шахматам, самоуверенность молодости; я знал, что если захотеть, то можно решить любую проблему.

Безусловно, без спортивного элемента, шахматы заметно теряют в привлекательности. Единоборство, интеллектуальное или физическое, было весьма актуально на протяжении всей истории развития человечества. Но не менее важна и другая сторона этого процесса – творческая. Эстетика шахмат, глубинная красота логики, парадоксальность маневров и изящество комбинаций – неиссякаемый источник творческого наслаждения и взаимообогащения поклонников Каиссы. Лучшие партии, сыгранные шахматистами и вошедшие в сокровищницу шахмат, поражают воображение, прежде всего, глубиной стратегических замыслов, изяществом и виртуозностью исполнения известных шахматных правил и постулатов.

Я чувствовал, что должен существовать некий язык звуков, способный выразить гармонию интеллектуальной и эмоциональной деятельности человека. Как найти музыкальный алгоритм шахмат, в какую таинственную, но и простую по форме оболочку он запрятан? Почему количество полей горизонтали или вертикали на шахматной доске совпадает с количеством звуков в полной октаве на клавиатуре? А сама шахматная доска из 64 клеток - не магический ли квадрат? А молекула ДНК, состоящая из 64 хромосом, несущих генетическую информацию? Почему это число совпадает с числом гексаграмм в древнем трактате китайского философа? Почему, почему?

В книге Д.Бронштейна, выдающегося шахматиста, человека незаурядного, обладающего оригинальным шахматным мышлением, изданной в 1977 году, предсказывалось, что этот алгоритм будет найден в третьем тысячелетии и многоцветная палитра шахматной мысли найдет выражение в звуках гармонии, в звуках музыки.

Я начал изучать специальную литературу по шахматам, музыке, математике. Мне пришлось просмотреть тысячи и тысячи партий. Долгие, долгие годы поиска. И молчаливые, поначалу протестующие, шахматные фигуры заговорили на языке музыки.

Сейчас есть алгоритм, есть прибор (шахматно-музыкальная приставка, которая работает по принципу звукового и светового сканирования), запатентованный под названием “Музыкальные шахматы В.Цатуряна”. В приборе используется достаточно сложная оптика, пока еще не найден его возможный производитель.

Логика алгоритма довольно проста: фигура, делающая ход, отталкиваясь от одной клетки, приходит на другую - получается взаимосвязанный ряд звуков. Сразу после сыгранной партии приставка выдает звуковую дорожку. Чем выше качество сыгранной партии, чем больше в ней логики и красоты, тем совершеннее музыка, которую она рождает.

Что дает шахматная музыка людям? Я сознательно говорю о всех людях, а не только о шахматистах. Шахматисты теперь знают, что каждая сыгранная партия – это не только очки и нули в таблице, но и возможность создания произведения искусства. Но и все остальные люди могут поверить, что все, к чему прикасается разум, воля и созидание, имеет язык гармонии, язык звуков – один из немногих языков, с помощью которого создатель посылает Истину на нашу грешную Землю.

Используя алгоритм шахматной музыки, легко перевести на музыку и другие логические игры. По сути, создан аналог механизма, способного перевести на музыку продукт любой логической деятельности человека. Звучать могут и карточные игры, и шашки, можно озвучить игру в теннис и даже футбол.

А пока, уважаемые поклонники шахмат, проведите рукой по послушным фигуркам на шахматной доске. Вы чувствуете, как теплеет ваша рука? Вы слышите их шепот и пока нестройный хор инструментов оркестра, готового исполнить вашу мелодию? Так чего же вы ждете, маэстро? Взмахните плавно рукой, и… зазвучит музыка!

Ты пришел, малыш!?

Он вошел, улыбнулся, и в классе стало светлее. Немного смущаясь и чуть покраснев, он сказал: "Здравствуйте, я пришел!". Я посмотрел в его глаза и улыбнулся. С этой минуты мы станем друзьями, на сердце потеплело. Я понял, что случилось маленькое чудо - ко мне пришла "звездочка".

Почти 30 лет работаю тренером и каждый раз, встречаясь с детьми, которые хотят заниматься шахматами, испытываю невольное волнение. Каждый раз, вглядываясь в чудесный блеск детских глаз, я с надеждой ищу там "звездочку". Все дети талантливы, каждый по-своему. Один наделен природным интеллектом и реактивным мышлением, другой - устойчивой психикой, трудолюбием и умением концентрировать внимание. И все же "божья метка" должна быть, иначе все превратится в обычную, рутинную работу.

На первом этапе занятия шахматами должны приносить ребенку только радость общения с ними, удовольствие от процесса игры. Главная задача тренера заключается в том, чтобы безболезненно "привить шахматный вирус" ребенку и выработать в нем иммунитет к неизбежным поражениям. Бессмысленно ругать малыша за грубый зевок или явную позиционную ошибку. При первой возможности надо его похвалить за интересный ход или идею. Важно научить его думать и получать удовольствие от процесса мышления.

Первый год занятий, как правило, определяющий для дальнейшего развития шахматных способностей. Здесь важно не спешить, не "выжимать соки", чем грешат многие тренеры-дилетанты. В неумелых руках талантливый ребенок быстро сломается, "зачахнет" и в дальнейшем этот негативный процесс остановить практически невозможно. Действовать надо по принципу: "Лучше меньше, да лучше". Нельзя пичкать ребенка шахматными премудростями, добиваясь их понимания и применения на практике. Сколько талантливых детей было загублено нетерпеливыми тренерами и доверившимися им родителями! Плод должен созреть естественно, на это нужно биологическое время, а не искусственное впрыскивание шахматных стероидов.

Нужно очень хорошо изучить особенности психики ребенка, укрепить его физическое здоровье, выявить характерные особенности мышления. Каким бы талантливым ни был ребенок, что-то у него будет получаться лучше, а что-то хуже. Совершенных людей нет. Выдающиеся шахматисты лишь стремятся к универсальности стиля игры, но никогда его не достигают. Надо подобрать ребенку несложный дебютный репертуар, не зацикливаясь на зубрежке тактических вариантов и ловушек. Бессмысленно показывать королевский гамбит ребенку со спокойным, уравновешенным характером. Если он даже получит преимущество в острой, изобилующей тактикой позиции, то все равно будет искать спокойное позиционное решение.

Многие тренеры, обнаружив у ребенка незаурядную память, начинают нещадно ее эксплуатировать, стремясь превратить ученика в "супер-монстра", решающего исход борьбы уже в дебюте. Это приносит успех лишь на первом, начальном этапе становления шахматиста, в детских турнирах, которые ничего общего не имеют с взрослыми, профессиональными шахматами.

Когда Гарри Каспарову было 9 лет, никто из специалистов не сомневался, что видит перед собой шахматного гения, будущего чемпиона мира. Но тренеры, работавшие с ним на разных этапах, в первую очередь "педалировали" его феноменальную память. Между тем, на мой взгляд, главной составляющей его таланта является реактивность мышления, природный оптимизм и богатое воображение. Могло так случится, что он не стал бы самым юным в истории шахмат чемпионом мира. Вспомним, через какое тяжелейшее психологическое испытание пришлось ему пройти в первом матче с Карповым, матче, судьба которого висела на волоске. Но в решающий момент не обошлось без божьего благословения, изменившего ход истории, в итоге справедливость восторжествовала, но юная голова победителя была украшена ранней сединой. К счастью для Каспарова, природа наделила его сверхустойчивой психикой, иначе катастрофа была бы неизбежной. Здесь еще и заслуга его мамы, Клары Каспаровой, сумевшей из щуплого мальчишки воспитать настоящего атлета, спортсмена-универсала. Возможно, когда-нибудь его главный духовный наставник - мама - напишет книгу воспоминаний и поделится своим бесценным опытом ошибок, тревог и надежд...

Самым гениальным шахматистам требуется примерно 6-7 лет, чтобы пройти путь от новичка-любителя до шахматного профессионала. В эти годы умещается все: и почти ежедневные многочасовые занятия, и физическая подготовка, и участие в турнирах, и естественный период адаптации психики к большим, а порой и к чрезмерным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Не верьте тренерам, которые обещают вам быстрых успехов. С талантливым ребенком тренер должен не только заниматься по индивидуальному плану, он должен жить его интересами и вне стен шахматной школы. Даже засыпая, он должен думать о своем ученике - как ему помочь, что завтра показать, беспокоиться о его здоровье и многое-многое другое.

В идеале, тренер должен стать ему другом, духовным наставником. Во время турнира часто важнее просто погулять с учеником перед сном и побеседовать о чем-то приятном, чем пичкать его очередной порцией "нужных вариантов". Важнее проследить за правильным питанием и полноценным отдыхом, порой превращаясь в обычную няньку. Эта постоянная забота, опека не всегда с благодарностью встречается учеником. Не секрет, что профессиональная тренерская работа, как, впрочем, и работа любого преподавателя - занятие неблагодарное. Но здесь вас спасет только любовь к ребенку, к детям вообще, иначе следует оставить преподавательскую деятельность.

Часто случается и так, что тренер бережно растит талант ребенка, вкладывая в его становление все силы души, а когда тот добивается определенных успехов, родители забирают его и уводят к тренеру более высокой квалификации в надежде на то, что занятия с ним принесут больше пользы. Безусловно, есть тренеры-профессионалы, умеющие и понимающие в шахматах многое. Но это не обязательно гроссмейстеры или мастера. Общение с гроссмейстером принесет пользу скорее всего в психологическом плане. Талантливый юноша поймет, что "не боги горшки обжигают". По сути, средний гроссмейстер - это опытный шахматист, знающий досконально несколько сотен типичных позиций и приемов игры в них. Если же "вывести его в чистое поле", то класс игры заметно ухудшается. Это, конечно, не относится к маэстро, способным силой своего таланта и мастерства разобраться практически в любой шахматной ситуации. Но таких во всем мире наберется не больше 2-3 десятков, да и тренерской работой они, как правило, регулярно не занимаются. Все остальные - просто классные специалисты в достаточно узкой области шахматных знаний. Один хорошо ставит технику реализации преимущества, другой тонко понимает ладейные и ферзевые окончания, третий прекрасно ориентируется в лабиринтах испанской партии или староиндийской защиты. Но занятия с гроссмейстером таят в себе не только пользу, но и серьезную опасность. Ученик невольно будет подстраиваться под стиль игры своего наставника, авторитет которого на первых порах весьма высок.

Как видите, я лишь вкратце останавливаюсь на ключевых моментах подготовки талантливого юного шахматиста. Эта тема обширна и требует постоянных исследований.

Дорогие друзья, мы приглашаем вас к продолжению разговора и будем рады оказать вам методическую и организационную помощь.

Шахматный “парадокс”

Cтановление шахматиста - процесс довольно длительный и сложный. Общепринято на первом этапе обучения стремление привить навыки открытой, острой борьбы, изобилующей тактическими осложнениями. Считается, что именно развитие тактических способностей, стремление к атаке наиболее полно способствует раскрытию шахматного дарования. Попытаемся оспорить или внести коррективы в эту устоявшуюся точку зрения.

Стремясь постоянно к активным действиям, шахматист на первое место выдвигает атакующий потенциал фигур, их стремление оккупировать “вражескую” территорию, нападать на слабости, создавать угрозы. Одновременно вырабатывается довольно опасный стереотип мышления, опирающийся, в основном, только на принцип доминации, приводящий к стремлению двигать фигуры только по направлению к силам соперника.

Конечно, тренеры учат и искусству защиты, при котором необходимо умение прикрывать свои слабости, отступая фигурами, придерживаясь выжидательной тактики, делая профилактические ходы. Но и здесь вырабатывается стереотип, что эта “рутинная” защитительная работа - лишь средство вынужденной обороны, некая временная акция.

Любой полководец знает, что перед наступлением иногда приходится вынужденно отступать на более безопасные позиции, проводить необходимую перегруппировку сил.

В шахматной партии довольно часто возникает необходимость вовремя вернуть “заатаковавшиеся” фигуры назад с целью их дальнейшей перегруппировки, переброски с фланга на фланг. Чаще всего это требуется при переброске дальнобойных фигур (ферзя, ладьи, слона) с одного фланга на другой или освобождения поля, диагонали, линии для фигуры, которая расположена на ней более целесообразно.

Рассматривая те или иные продолжения, опытный шахматист не должен упускать из виду и возможности для отступления фигур. Сочетание активных и временно пассивных ходов - свидетельство тонкого позиционного чутья большого шахматиста. Этой способностью широкомасштабного, нешаблонного мышления обладали практически все великие шахматисты. Особенно ярко это видно в партиях Капабланки, Рубинштейна, Алехина, Карпова, Ботвинника.

Немало интересных примеров можно найти и в творчестве современных гроссмейстеров. Для начала рассмотрим две необычные партии. В одной из них прошла идея “бешеной” атаки, все ходы белых подчинены только стремлению вперед.

1.e4 d6 2.d4 Nf6 3.Nc3 g6 4.f4 Bg7 5.Nf3 0-0 6.e5 Nfd7 7.h4!? c5 8.h5 cxd4 9.hxg6!?

Жертва фигуры ради атаки, спокойнее 9.Qxd4 Nc6 10.Qf2

9...dxc3 10.gxf7+ Kh8?

Необходимо было 10...Rxf7

11.Rxh7+

Выигрывало и 11.Ng5

11...Kxh7 12.Ng5+ Kh6 13.Ne6 cxb2 14.Bd3! bxa1Q 15.Qg4 Qxc1+ 16.Ke2








Черные сдались, от мата нет спасения. Заметьте, что и белые, и черные почти все ходы делали только по направлению вперед. Такая атака возможна, однако, только при слабой игре одного из соперников. Но на одном из турниров сильных кандидатов в мастера была сыграна партия, имевшая любопытную предысторию. Дело в том, что шахматист, игравший черными, в ответ на 1.e4 или 1.d4 регулярно применял экстравагантный дебют Басмана 1...g5?!, а белыми предпочитал 1.g4 d5 2.c4. Со вкусами, как говорится, не спорят, но игравший белыми до партии спросил: “Неужели и в ответ на 1.Kf3 ты сыграешь g7-g5?”. “Да” - последовал ответ, и вот что из этого получилось.

1.Nf3 g5? 2.Nxg5 e5 3.Nf3! e4 4.Ng1!








Черные остались у разбитого корыта - без пешки в полностью скомпрометированной позиции. После подрыва d2-d3 они продержались еще с десяток ходов. Налицо явный стереотип мышления, выработанный на раннем этапе обучения шахматам - любой ценой стремиться к активным действиям. Шахматы, к счастью, игра гораздо более тонкая и логичная.

НИМЦОВИЧ - РУБИНШТЕЙН

Дрезден 1926








Белые контролируют линию “e”, фигуры сконцентрированы для активной игры в центре и на королевском фланге. Но необходима перегруппировка сил для улучшения скоординированности действий. Нимцович решает проблему нешаблонно и очень изящно.

1.Nh1!!

Конь направляется на g5, чтобы вместе с ферзем организовать атаку на короля. Эстетика подобных “тихих” ходов ничуть не уступает феерическим комбинационным ударам.

1...Bd7 2.Nf2 Rae8 3.Rfe1 Rxe2 4.Rxe2 Nd8 5.Nh3 Bc6

На 5...Re8 очень сильно 6.Qh5! Rxe2 7.Ng5! с неизбежным матом

6.Qh5 g6 7.Qh4 Kg7 8.Qf2!

Прицеливаясь к пешке d4. Прямую атаку на короля черные отразить готовы, и белые меняют направление активных действий.

8...Bc5 9.b4 Bb6 10.Qh4

Апофеозом стратегии временного отступления был бы великолепный ход 10.Qe1! с угрозой Re7+. В ответ на 10...Be4 у белых был еще один отскок назад 11.Nf2!, и судьба партии решена. Маятниковым движением фигур белые раскачивают оборону соперника.

10...Re8 11.Re5!

Закрепляет позиционный перевес белых. Если черные примут “данайский дар” - 11...Rxe5 12.fxe5 Qxe5, то после 13.Qh6+ Kh8 14.Qf8 получают мат. И все же жаль, что белые не сыграли 10.Qe1!

ТАРРАШ - АЛЕХИН

Баден-Баден 1925








Кажется, что черные должны заканчивать развитие фигур ферзевого фланга. Но Алехин тонко подметил возможность разрядить обстановку в центре пешечными разменами.

1...Qd8!!

“Самый трудный ход во всей партии!” - это оценка Алехина. Черные подготавливают exd4, затем d6-d5, а при случае разгрузочное Nxe4 и d6-d5.

2.Bd3 Re8

Отход ферзя позволил удачно включить в игру ладью.

3.Nbd2 Ba7!

Важная профилактика против выпада Nc4

4.Qc2 exd4 5.Nxd4 Ne5 6.Bf1 d5!

Черные удачно решили дебютные проблемы и получили перспективную игру.

РУБИНШТЕЙН - ДУРАС

Карлсбад 1911








Белые фигуры явно доминируют. Слабость пешек d6 и a6 весьма существенна. Позиция требует конкретики. И все же, обладавший колоссальным позиционным чутьем Рубинштейн не спешит начинать активные действия. Ферзь черных цементирует их оборону, и его необходимо разменять. Решение белых выглядит парадоксально и поражает глубиной и эстетикой.

1.Qf1!!

Шаг назад, и пешка d6 взывает о помощи!

1…Nc8

Вынужденное отступление

2.Nd2! Qb4 3.Qc4!

Шаг вперед, и размен ферзей неизбежен, а вместе с ним позиционный перевес белых должен стать решающим.

3...Qxc4 4.Nxc4 Rab8 5.Nd2!

Подготовительная работа окончена - пешка a6 обречена

5...Rc7 6.Rxa6 Rc2 7.R6a2 Rxa2 8.Rxa2

и белые уверенно довели партию до победы.

ЯНОВСКИЙ - РУБИНШТЕЙН

Карлсбад 1907








Давление на пешку f3 и возможность пешечной атаки на королевском фланге бросаются в глаза. Но явных слабостей у белых нет, и увеличить позиционный перевес черных - дело не простое.

Думается, что Яновский был абсолютно уверен в успешной защите, но ошеломляющий замысел черных явно выбил его из колеи. Впрочем, вряд ли нашелся бы шахматист, на которого уникальный маневр ферзем не произвел бы шокирующего воздействия.

1...Qd8!!

Что хочет ферзь, в чем идея этого отступления?

2.Qg4 Qb8!

Блестяще! Ферзь появится на чернопольной диагонали a7-g1 и явно активизируется. Это почерк выдающегося маэстро! На таких примерах будут совершенствовать свое мастерство все новые поколения поклонников шахмат.

3.Kg2 Qa7 4.Rfe1 Qc5

Позиционное преимущество черных приняло реальные очертания. Давление на королевском фланге черные могут сочетать с активной игрой на ферзевом. Яновский защищался в дальнейшем не лучшим образом и постепенно проиграл эту партию.

КАРПОВ - ПОРТИШ

Порторож 1975








На первый взгляд, имея пешечный перевес в центре и двух слонов, белые должны стремиться к вскрытию игры. Однако Карпов, используя неудачное положение черного слона, начинает серию нешаблонных маневров фигурами назад.

1.Na2! Ba5 2.Be2! e5 3.Qc2!

Освобождая дорогу пешке “b” и прикрывая пешечные слабости.

3...N6d7 4.dxe5 Qxe5 5.Kh1! Re8 6.Bc4 Nb6 7.Bd3 Na6 8.Bxa6 bxa6 9.Rd1! c5 10.Be3

и белые добились явного позиционного преимущества.

КАРПОВ - ГОРТ

Москва 1971








1.Rf3!

Тактическое обоснование красивого маневра в варианте 1...Qxh5 2.Rxf6 Qh1+ 3.Bf1 Ng8 4.Qe1+, и белые выигрывают, попутно возвращая фигуры в свой лагерь.

1...Nxd5 2.Rd3 Rxh6 3.Rxd5 Qe4 4.Rd3!

Ладья и защищает, и создает угрозы. Карпов в этой партии виртуозно раскрывает возможности этой считающейся неуклюжей и прямолинейной фигуры.

4...Qh1+ 5.Kc2 Qxa1 6.Qxh6 Be5 7.Qg5!

Черные сдались.

ЦАТУРЯН - ПОЛЕТАЕВ

по переписке 1983








Стоило белым сделать неосторожный ход

1.Nxe7?

с угрозами Qxc4 и Nc6+, вместо правильного 1.Nf6 с технически выигранным эндшпилем - и картина боя резко изменилась после

1...Rc8!! 2.Nd4 Ka8!

с примерным равенством. Удивительно, что, имея несколько дней на обдумывание, белые не заметили отступление ладьи.

БОЛЕСЛАВСКИЙ - ГОЛЬДЕНОВ

Москва 1952








Позиционное преимущество белых очевидно. Пешечные слабости соперника позволяют белым рассчитывать на успех. Напрашивается вскрытие на королевском фланге или активизация короля

1.Kc1!

Блестящий тонкий маневр, теперь слон отступит на d1 и пешка a4 будет обречена

1...Ra7 2.Bd1 Nb5 3.Bxa4 Nd4 4.Bd1 Nf5 5.Bg4 Rb7 6.Bxf5

Слон выполнил свою миссию, и белые переводят игру в выигранное ладейное окончание.

6...exf5 7.Re3 Kd5 8.Kc2 c4 9.Re5+ Kd6 10.a4 Rb3 11.a5 Rxg3 12. a6 Kc7 13.Rb5 Rg1 14.Rb7+ Kc6 15.Rxh7 Ra1 16.Rg7

Черные сдались.

Мат Мюнхгаузена

Более четверти века назад я начал использовать мотивы популярных сказок во время шахматных занятий. Подобные уроки шахмат создавали особый колорит и позволяли учащимся более творчески подходить к изучению основных законов и правил игры.

Сегодня этот «сказочный» метод довольно широко применяется в тренерской практике, особенно он популярен при работе с детьми младшего школьного возраста. Отчасти я хочу восстановить историческую справедливость, но главным побудительным мотивом для опубликования «Мата Мюнхгаузена»послужило то, что имя неистощимого на выдумки и неизменно обаятельного барона используется в шахматных сказках в неудачной интерпретации. Там, где Мюнхгаузен, обязательно должны происходить чудеса. Использовать славу барона для объяснения сложных позиционных конструкций явно неуместно.

Предлагаю вашему вниманию «Мат Мюнхгаузена», написанный еще в начале 70-х годов (текст приводится с сокращениями).

«Это случилось 32 декабря (ну какое это имеет значение какого) года. Я получил письмо от шведского короля, в котором он просил меня срочно приехать к нему и помочь в начинающейся войне с соседним королевством. Я готовился в поход – чистил оружие, укладывал все необходимое, и в это время раздался тяжелый стук в дверь. На пороге моего старого дома стояла необычная троица в ярких восточных одеждах. Особенно выделялся двухметровый черный великан с голубой чалмой. Когда он начал говорить, мне показалось, что даже стены моего скромного жилища задрожали от страха.

«Наш достопочтенный султан Чипуратурамон снизошел до тебя своей великой милостью и приглашает к себе во дворец. До него дошли слухи, что тебе принадлежит слава одного из лучших шахматных игроков Европы, и он хочет удостовериться, насколько это соответствует истине».

Мне не очень понравился тон, которым были сказаны эти слова, к тому же меня ждал шведский король, и я вежливо, насколько это было возможно, отказался от приглашения.

«О, несчастный! – прорычал великан. - Еще не родился тот человек, который смог бы отказать нашему султану! Ты неверно понял меня? Это не просьба – это приказ!»

Я лишь успел поискать глазами свою знаменитую шпагу в тщетной попытке защитить свою честь. Внезапно неведомая мне сила словно обрушилась с небес, и я потерял сознание. Очнулся я в огромном зале дворца, сверкающего великолепием убранства. Сотни придворных и слуг суетились вокруг султана, восседавшего на золотом троне, украшенном огромными бриллиантами. Были слышны звуки чарующей восточной музыки, и неземной красоты юные танцовщицы скользили по мраморным плитам дворца.

«Наконец-то ты очнулся, – сказал султан. - Ты уже не торопишься к шведскому королю? Может, ты готов сразиться со мной за шахматной доской?».

Что мне оставалось делать? Я обреченно кивнул головой. Принесли изумительной красоты шахматный столик с фигурами из слоновой кости. К султану подошел один из визирей и что-то шепнул ему на ухо. Султан довольно улыбнулся и сказал мне: «Мы сыграем две партии, и обе ты должен выиграть. Если тебе это не удастся, то можешь проститься со своей головой. Но ты должен не только выиграть, ты должен мне поставить спертый мат пешкой!»

"Но это же невозможно!" - чуть не вскрикнул я в ужасе, но султан уже нетерпеливо двинул вперед королевскую пешку. «Боже, спаси меня,» – прошептал я и сел за шахматный столик напротив султана.

1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nc3 Nc6 4.Be2 Be7 5.0-0 d6 6.d3 h6 7.h3 Be6 8.Re1 Qd7 9.Kh2 0-0-0 10.Be3 g5 11.a4 Rdg8 12.Ng1 h5 13.Nb5 Kb8 14.c4 h4 15.Qd2 g4 16.b4 Nh5 17.d4 g3+ 18.fxg3 hxg3+ 19.Kh1 Nf6 20.d5








20...Bxh3 21.dxc6 Bxg2+ 22.Kxg2 Rh2+ 23.Kf1 Rf2+ 24.Bxf2 g2#








Когда я сделал последний ход в партии, в огромном зале воцарилась гнетущая тишина. Султан побледнел, а слуги-великаны нетерпеливо сжали рукоятки своих ятаганов.

Прошло несколько томительных минут, и вдруг султан улыбнулся, и сказал: «Недурно играешь, чужеземец. Посмотри, что тебя ждет во второй партии». Теперь уже я играл белыми, и вновь партия началась ходом королевской пешки.

1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 Bg7 5.0-0 d6 6.d4 h6 7.Nc3 c6 8.g3 Bh3 9.Rf2 fxg3 10.Bxf7+ Kxf7 11.Ne5+ Ke6 12.d5+ Kxe5 13.hxg3








13...Bd7 14.Be3 c5 15.Qd2 b5 16.Raf1 Ne7








17.Rf6 Bxf6 18.Qd4+ cxd4 19.Bf4+ gxf4 20.gxf4#








Это была лучшая партия моей жизни, и вообще, без ложной скромности, я думаю, что это самая красивая партия за всю историю шахмат. Когда я сыграл gxf4, султан встал с трона и подошел ко мне. Его глаза выражали неподдельное восхищение, он обнял меня и сказал: «Ты самый великий игрок, которого я знаю. Будь моим другом, оставайся у меня во дворце. Я сделаю тебя главным визирем, подарю тебе гарем из лучших красавиц мира, дам тебе столько золота и драгоценностей, сколько ты пожелаешь. Мы будем с тобой играть в шахматы и наслаждаться жизнью, разве это не прекрасно?».

Что я мог ответить султану? Конечно, я отказался от этих щедрых даров. Меня ждал шведский король, меня ждали мои подвиги и приключения. На прощание султан подарил мне шахматный столик с фигурами и большую алмазную пешку. Когда после очередного приключения я возвращаюсь к себе домой, то частенько сажусь за этот столик, расставляю фигуры и вспоминаю необычный шахматный матч с султаном.

А вы могли бы повторить шахматный подвиг барона Мюнхгаузена?