Раздел 7

Б. Эндшпиль.

Изучение этого раздела начнем с пешечных окончаний:

  1. Отдаленная проходная пешка. Очень часто этот фактор является решающим преимуществом.

    Учебный пример.

    У белых решающее преимущество. Черный король уничтожает пешку а4, а белый - пешку d5, после чего белый король явно быстрее проходит в лагерь черных и уничтожает черные пешки.

    1.a5 Kc6 2.a6 Kb6 3.Kxd5 Kxa6 4.Kd6 Kb5 5.Ke7 Kc4 6.Kxf7 Kd3 7.Kxg7 Ke2 8.f4и белые выигрывают.

     

  2. Защищенная проходная пешка – большое преимущество в пешечных окончаниях, как правило, достаточное для выигрыша.

    Учебный пример.

    У белых защищенная проходная пешка b5. Сила ее заключается в том, что она защищена пешкой а4, а значит - неуязвима. У черных отсталая пешка g6. Это неудачное расположение пешек, т.к. белая пешка h4 удерживает сразу две черные пешки h5, g6, не давая черным возможности образовать проходную пешку. План белых прост. Пользуясь тем, что черный король прикован к пешке b5, белый король идет на королевский фланг и уничтожает пешки g6 и h5.

    1.Ke3 Ke5 2.Kf3 Kd5

    У черных нет возможности препятствовать проходу белого короля – 2...Kf5 3.b6.

    3.Kf4 Ke6 4.Kg5 Kd6 5.Kxg6и так далее.

    Следует отметить, что черный король не может отправиться на уничтожение пешки а4, т.к. после 1...Kc5 2.Kf4 Kb4? 3.b6 пешка проходит в ферзи.

     

  3. Правило квадрата. Этюд Рети.

    Это правило необходимо знать при игре короля против проходной пешки.

    Учебная позиция.

    Если король находится в квадрате проходной пешки - он успевает ее задержать. Например:

    1...a3 2.Kc3 a2 3.Kb2и т.д.

    Однако, и в простых пешечных окончаниях подчас встречаются удивительные по красоте идеи.

    Этюд Рети.


    Ход белых

    Все ясно, скажет читатель. Черный король в квадрате пешки c6, а белому королю до квадрата пешки h5 (поле e5), как до Луны. И все же:

    1.Kg7 h4 2.Kf6

    Стоп! Если теперь 2...h3, то следует 3.Ke7 h2 4.c7 Kb7 5.Kd7 h1Q 6.c8Q+ c ничьей.

    2...Kb6 3.Ke5

    Теперь все ясно. Грозит 3...h3 4.Kd6 h2 5.c7

    3...Kxc6 4.Kf4

    и белый король в квадрате пешки h5!

    Этот великолепный пешечный шедевр не может не восхищать четкой логикой и элегантностью решения.

     

  4. Прорыв.

    Учебная позиция.

    Короли далеко, и пешки сами решают судьбу партии.

    а) ход белых:

    1.b6 cxb6 2.a6!! bxa6 3.c6

    проходя в ферзи – красивый и поучительный прорыв.

    б) ход черных, как воспрепятствовать угрозе белых?

    1...b6!

    Только так можно избежать образования проходной пешки белых; 1...a6 2.c6! bxc6 3.bxa6 и вновь пешка прорывается в ферзи.

    2.axb6 axb6! 3.cxb6 cxb6 4.Kf4 Kf6

    Ничья.

ШТОЛЬЦ - НИМЦОВИЧ
Берлин, 1928

В этой позиции борьба продолжалась только два хода.

1...f4! 2.gxf4+ Kd6!!

Белые сдались.

Но почему, спросите вы? Дело в том, что белый король не может удержать черные пешки: 3.Kd3 g3 4.Ke2 d3+ 5.Kf3 d2 6.Ke2 g2. Любопытно, что белые пешки тоже могут пройти в ферзи, но им требуется больше времени: 3.f5 g3 4.f6 g2 5.f7 Kе7.

Чтобы определить, проходят ли пешки без помощи короля, необходимо знать правило: пешки проходят, если получается квадрат – расстояние между ними и полем превращения. Такой квадрат получил название – блуждающий квадрат.

В позиции показан блуждающий квадрат - пешка d4 - пешка g4, а также - пешка а4 - пешка f4, но квадрат черных ближе к полю превращения, и они выигрывают.

ЕРМОЛИНСКИЙ - КОМАРОВ
СССР, 1986

У белых лишняя, но сдвоенная пешка, им трудно образовать проходную. Все же они находят изящный путь к победе.

1.f4+! gxf4+ 2.Kf3!! fxe3 3.fxe3!

Белый король занял оппозицию. Теперь черные будут вынуждены пропустить белого короля. При ходе белых получилась бы ничья!

3...Kd5 4.Kf4 Ke6 5.e4 fxe4 6.Kxe4

Черные сдались, т.к. они теряют пешку с4.

Пешка на 7 (2) горизонтали против ферзя. Ферзь побеждает против пешек на линиях "b", "d", "e", "g". Пример:

1...Qf6+ 2.Kg8

Белый король вынужден встать перед своей пешкой, т.к.. иначе она теряется

2...Kb2 3.Kh7 Qf7 4.Kh8 Qh5+ 5.Kg8 Kc3 6.Kf8 Qf5+ 7.Ke8 Qg6+ 8.Kf8 Qf6+ 9.Kg8 Kd4

и черный король подходит к пешке "g7".

Если пешки расположены на линиях "h", "a", "f", "c", то у слабейшей стороны есть надежды на ничью (в случае, если король соперника далеко).

1...Qg6+ 2.Kh8

белым пат и черные не могут подвести короля.

1...Qg6+ 2.Kh8!

В этом все дело: нельзя бить пешку, т.к. 2...Qxf7 ведет к пату.