Подготовка дебютного репертуара

Сразу оговоримся, что речь идет о подготовке дебютного репертуара для шахматистов, достигших уровня нормального перворазрядника. Говорить о репертуаре для шахматистов более низких разрядов нелепо, разве что в исключительных случаях, когда речь идет о занятиях с вундеркиндом. Но таких «звездочек» на долю каждого тренера выпадает от силы 2-3 раза, примерно раз в десятилетие. Главное, что достигнув уровня первого разряда, юный шахматист умел творчески применять три важнейших дебютных принципа, умел правильно оценить позицию при переходе в миттельшпиль и, соответственно, наметить план дальнейшей игры.

Опытный тренер всегда может точно определить потенциал юного шахматиста. Современная методика обучения позволяет достичь уровня первого разряда за полтора-два года. Еще 3-4 года понадобится для достижения уровня мастера. Если у ученика средние, или немного выше, интеллектуальные способности, то эту программу длиной в 5-6 лет, под силу осуществить любому профессиональному тренеру. Но с самого начала необходимо действительно очень точно и скрупулезно намечать и делать дебютный репертуар ученика, а не навязывать ему свои знания в дебютах, стиль игры или творческое кредо. 

Почитайте мой старый материал «Черно-белая магия» и вам многое станет понятным. Уже на раннем этапе надо определить, кто получится из вашего ученика – «левша» или «правша». Частенько бывает так, что тренеру не хватает знаний в дебютах. В этом случае нет ничего зазорного в том, чтобы привлечь к работе более сведущего, в тех или иных дебютах, коллегу. В идеале вообще должен быть тренерский тандем. Один может отличаться энциклопедичностью знаний дебютов, другой более силен в шлифовке позиций, анализе или психологии.

Чтобы точнее выявить, кто мой ученик – «левша» или «правша», я применяю следующий метод тренировки. В определенном дебюте выявляются те или иные критические позиции с характерным рисунком. Затем ученику предоставляется право выбора позиций самостоятельно, время на домашнюю подготовку, и после этого он приходит на практическое занятие. Вы даете как бы сеанс одновременной игры друг другу на 7-10 досках, причем подготовленные заранее позиции расставляет на досках ученик, тренер о них узнает лишь во время занятия. Сеанс обязательно с часами, контроль примерно по 1.5-2 часа каждому на все партии, и можно начинать тематический сеанс. Партии, безусловно, записываются и анализируются. Несколько таких сеансов (обычно3-4) и вам будет нетрудно выявить те позиции и варианты, которые лучше всего подходят вашему подопечному. Количество ходов в партиях сеанса можно ограничить (примерно 20-25 ходов). Иногда я применяю подобные сеансы перед турнирами, и тогда партии играются до конца. Удается проверить не только теоретическую и игровую подготовку ученика, но и определить его психофизическое состояние. Такие сеансы дают неплохой выброс адреналина, значительно нивелируют предстартовый «мандраж», позволяют более четко определить общее состояние и соответственно скорректировать планы на будущий спортивный результат. Но за 2 дня до старта надо все же дать возможность отдохнуть от шахмат. Почитать, послушать музыку, немного позаниматься спортом. А вот заниматься дебютами во время турнира надо очень осторожно. Напомню, что речь идет о юных шахматистах, а значит не стоит переутомлять мозг ребенка многочасовой дебютной подготовкой. Наметили дебюты, подвигали немного фигуры, освежили в памяти наработанное ранее, наметили примерный план игры, и все, пора подумать о правильном отдыхе и питании. Перефразируя известную поговорку, делу час – потехе время. Лучше лишних полчаса потратить на совместную прогулку или интересную беседу, чтобы правильно настроить ученика на предстоящую игру.

Повторюсь, что речь идет о шахматистах не ниже первого разряда. Когда я вижу, как некоторые тренеры проделывают нечто подобное над совсем юными и незрелыми шахматистами, то хочется крикнуть «Остановитесь, коллеги!». Не калечьте детей в угоду собственным амбициям и в погоне за псевдоважными спортивными результатами. Ученик не виноват в том, что у вас низкая зарплата, или вы с трудом нашли деньги на поездку и в случае неудачи спонсор от вас отвернется. Я видел сотни детей, покалеченных неумелыми и нетерпеливыми тренерами. Достаточно примерно года, чтобы правильно выстроить дебютный репертуар. Еще пару лет уйдет на его обкатку в турнирах и шлифовку при домашнем анализе.

Тренер на определенном этапе должен быть спарринг-партнером. Если же собственных силенок уже не хватает, то он обязан приглашать к сотрудничеству более сильных шахматистов.

Некоторые современные юные шахматисты наигрывают дебютные схемы в блице или быстрых партиях на различных игровых зонах. Довольно практичное решение, только не надо злоупотреблять стремительным шуршанием «мышки» по коврику. Все же тренировки «by hand» надежнее и практичнее. Живая партия с реальным, а не виртуальным соперником содержит особый колорит и приносит больше практической пользы.

Вспоминается, как около 30 лет назад принимал участие в подготовке Владимира Багирова к чемпионату СССР. Главным тренером на сборах был Владимир Андреевич Макагонов. Блестящий позиционный шахматист, очень интеллигентный и добрейшей души человек. Багиров уже в те годы был классным шахматистом, но ему никак не удавалось выполнить норму гроссмейстера. Багиров очень эмоционально вел себя на занятиях, особенно при подборе дебютного репертуара. Когда Макагонов предложил Багирову свою систему белыми в защите Грюнфельда (6.b4), то Багиров ужаснулся и воскликнул «Что вы, Владимир Андреевич, я так играть не смогу, это слишком оригинально!» А Макагонов, тонкий психолог ответил так «Ваша беда в том, что вы играете слишком академично, вы не можете первым нарушить динамическое равновесие. А в этой системе белые провоцируют черных на активную контригру на ферзевом фланге. Вот когда на доске заварится каша, вам и пригодится умение защищаться и контратаковать»

Любопытно, что в блице Багиров мог с легким сердцем пожертвовать полкомплекта фигур, а во время нормальной партии ничего подобного себе не позволял. Таких шахматистов вообще немало. Когда спортивный результат над ними не довлеет, они могут блеснуть тактическим мастерством. Но блиц это в первую очередь развлечение, вспомогательный инструмент для тренировки. Поэтому тренеру не стоит обольщаться тем, что и в классических шахматах он сумеет привить ученику атакующий стиль игры. Здесь многое зависит от характера ученика, который формируется примерно в 10-12 лет. Если вашему подопечному комфортнее играть спокойные позиции с четким рисунком борьбы, то не стоит заставлять его лезть в тактические джунгли и проявлять принципиальность. Ботвинник был гениальным стратегом, но в тактическом арсенале пробелов у него хватало. Можно решать тысячи позиций на тактику, этюды и задачи, но если есть внутренний психологический барьер, то на подсознательном уровне все равно произойдет отторжение тактики. Каждому, как говорится, свое. Вполне достаточно уметь рассчитывать варианты на 3-4 хода и контролировать ситуацию на доске. Чаще всего длинные запутанные варианты могут завести на ложный путь.

Вот если ваш ученик типичный шахматный «флибустьер», бесстрашно плавает по волнам тактики, тогда без сомнения и позиции ему надо подбирать соответствующие. Готовить репертуар под тактика очень сложно. Тактик всегда дает сопернику возможность контригры. Для него важнее всего получить свою позицию, подкрутить, запутать соперника. Если у тактика к тому же и память хорошая, то появляется соблазн напичкать его длинными вариантами. Так в свое время поступили и с Гарри Каспаровым. Мне все же больше нравятся те партии Гарри, где он был вынужден играть самостоятельно, сколько великолепных тактических замыслов можно отыскать в таких его партиях. В партиях Таля, Морозевича, Широва, Купрейчика, Планинца. Без ярких тактиков мир шахмат потерял бы значительную часть своей привлекательности. Если боженька послал вам в ученики рыцаря без страха и упрека, то готовьтесь к долгой и тяжелой работе. Будут совместные взлеты и падения, радость от прекрасно проведенных атак и горечь от неизбежной переоценки тактического потенциала позиции.

А тем коллегам, которым подобные катаклизмы и метаморфозы противопоказаны, советую обратить свой взор на женские шахматы. Девочки более внушаемы и аккуратны, а уровень теоретической подготовки заметно ниже. И женским мастером можно стать не за 5-6 лет , а за 3-4. Каждому из вас желаю встретить свою «Юдит Полгар», но при этом не забудьте трезво оценить свои профессиональные возможности.

Практически всю жизнь тренеру необходимо совершенствоваться вместе со своими учениками. Если вам повезло, и на вашем пути встретился Грищук, Раджабов или Карякин, то придется полностью переключиться на работу с вундеркиндом. Но это уже особый разговор. Я же постарался поделиться мыслями о дебютной подготовке с нормальными, в меру способными, влюбленными в шахматы ребятами.

И еще один совет. Обязательно заведите на каждого ученика дневник по дебютной подготовке. В дальнейшем это поможет избежать ошибок в подготовке новых учеников. А ошибки в нашем непростом тренерском деле неизбежны. Не стесняйтесь признаться в этом своим ученикам. Будет взаимное доверие и любой, самый сложный дебют раскроет вам свои тайны.