Желто-зеленое, теплое облако

В Питере я не был уже года три, поэтому возможность командировки воспринял с радостью. Правда, смущало то обстоятельство, что ехал познакомиться с работой одной из немногих в России музыкальных школ для слабовидящих и слепых детей, но любую возможность участия в детском проекте воспринимаю не только как профессиональный долг педагога, но и потребность души. Командировка была связана с необходимостью написать техническое задание для разработчиков специального сенсорного планшета для обучения слепых детей письму, рисованию и музыке. 

Вечерний Ленинградский вокзал встретил традиционным интересом большого отряда бомжеватого вида людей, которые «делегировали» попрошаек с привычными обращениями типа «брателло, дай на опохмел» или «генацвале, я же знаю, ты добрый, хочешь сулико спою?», но твердо придерживаясь жизненного принципа – пьяницам не подавать, я встал в очередь за билетами, цены на которые неприятно удивили. Думаем-гадаем, какой в стране уровень инфляции – а тут тебе полное наглядное пособие. Чтобы достойно прокатиться в Питер, к примеру в купе с улучшенными условиями, влетаешь почти на 2500 рублей. Невольно задумываешься, может лучше в Прагу надо было командировку сделать, тем более что там находится единственная в Европе консерватория для слепых детей. Гостиница «Ладога», которую я выбрал с учетом адреса школы и располагалась от нее на расстоянии 200 метров, также удивила разницей цен, указанных на страничке в Инете и тех, какие были в реальном прайсе. Действительность оказалась процентов на 30 дороже, да и сама гостиница состояла из до боли «родные» совковых номеров. Горячая вода периодически отключалась, а потом с ржавым визгом старалась раскрасить одежду несмываемыми пятнами. Был только один плюс в бытовых условиях – очень приличный завтрак с «шведского стола», и на том спасибо. 

Здание школы старое, но просторное. Это только кажется, что ты все в жизни повидал, и всегда можешь держать лицо. Когда вошел в школу, сразу понял, какое это будет тяжелое испытание – вид сотен слепых детей, поддерживающих друг друга, или опирающихся рукой на стену поверг почти в шоковое состояние и сердце предательски застучало. 

За 3 дня, что провел в стенах этой школы, я познакомился со многими удивительными людьми – талантливыми педагогами, заботливыми воспитателями и главное с удивительными способностями детей. Основной контингент школы – слабовидящие дети, среди них немало таких, которые передвигаются самостоятельно и довольно уверенно, но примерно каждый пятый ребенок в школе тотально слепой. Только задумайтесь, сколько больных и недоношенных детей рождается в современной России. Мы радуемся успехам медицины, которые помогают выхаживать младенцев весом чуть больше килограмма, но мало кто задумывается об их дальнейшей судьбе после того, как они побывали в барокамерах и приняли сложные медицинские процедуры. У многих подобных детей рано или поздно наступает отслоение сетчатки глаз, и они слепнут. Не хочу вдаваться в медицинские аспекты. Поверьте, что в этой школе много очень тяжелых детей не только с нарушениями зрения, но и с неизбежными нарушениями в психическом развитии. 

Мне было интересно все - как ведут себя дети на занятиях по общеобразовательным дисциплинам, на занятиях по сольфеджио, музлитературе и специальности. Мимика лица незрячих детей не очень выразительна и порой казалось. что они с трудом воспринимают то, что говорят педагоги, но потом в их ответах я слышал удивительные сравнения и необычные мысли. Природа все же гуманна – отняв у них зрение, компенсировала это удивительно развитым бытовым слухом и в достаточной степени музыкальным. Именно это обстоятельство я хотел использовать при создании сенсорного планшета, пространство которого алгоритмизировано с помощью матрицы шахматной музыки. Удивительная все же игра, кто бы мог подумать о таком прикладном значении музыкального алгоритма шахмат. Используя уникальные тактильные способности незрячих детей, теперь возможно их обучение не только письму и рисованию, но и занятиям музыкой и шахматами. В свое время в Баку я занимался со слепыми шахматистами. и этот опыт пригодился в питерской школе. На новой доске не нужны деревянные фигуры со специальными вкладышами,которые обычно используют слепые шахматисты. Каждая фигура имеет свой четкий музыкальный рисунок и хорошо тактильно ощущается. По сути, теперь слепые шахматисты смогут играть и блиц-партии на игровых серверах в Инете. 

На одном из занятий по специальности я сидел рядом с мальчиком, учащимся второго класса . С музыкальным слухом у него все было в порядке, и читая специальные таблицы, созданные по методу Брайля, он уверенно напевал текст произведения и отбивал ритм рукой, а потом воспроизвел его на фортепиано. Эти таблички вручную делает уникальный педагог, настоящий профессионал и очень добрый человек Ольга Наумова. Попечительский совет школы довольно представительный. Тем не менее, у спонсоров пока не нашлось средств для приобретения специального принтера стоимостью в 7 тысяч долларов, чтобы облегчить работу преподавателей. Преклоняюсь перед этими тружениками-фанатами, которые вручную проделывают кропотливую и очень сложную работу. 

Малыш во время урока получил несколько замечаний, потому что все время отвлекался и смотрел на меня. После урока я спросил его, видит ли он что-то. Оказалось, что он видит какие-то цветовые пятна и очертания, и когда я спросил, каким он увидел меня, то услышал «Вы как теплое желто-зеленое облако». Одежда на мне была совсем другого цвета, но его слова потрясли меня. Странной подпрыгивающей походкой он уходил по коридору, я смотрел ему вслед и чувствовал себя беспомощным до слез. 

Теперь я уже точно знаю, каким должен быть сенсорный планшет, что нужно учитывать при его конструировании, каковы особенности восприятия звука и цвета у незрячих детей. Для полноты картины мне необходимо было встретиться с еще одним необычным петербуржцем, Абрамом Юсфиным. Энциклопедически эрудированный человек, композитор, историк, философ и к тому же, синестет, то есть человек, слышащий звуки при взгляде на предметы и цвета. Юсфину 82 года, но ясности его ума могут позавидовать многие молодые. Мы уже давно переписывались и созванивались, я посылал ему первый диск с шахматной музыкой, а сейчас появилась возможность очной встречи, возможность подарить ему новый диск и книгу «Музыкальная пирамида шахмат». Фактически, Юсфин создал оригинальный музыкальный алфавит. Он очень индивидуален, пока недостаточно алгоритмизирован, но все же позволяет открыть совершенно неожиданные и удивительные грани использования музыкальной обработки графических изображений. Два с лишним часа пролетели незаметно, нужно было мчаться на московский вокзал, но так не хотелось уходить от хозяина старой питерской квартиры. Очень надеюсь, что мы еще не раз встретимся с этим удивительным человеком. Кстати, он изъявил желание помогать в проекте создания сенсорного планшета, а помощь такого специалиста может оказаться бесценной. Теперь все зависит от разработчиков-технарей. Если все пройдет нормально, то уже к началу учебного года, к 1 сентября в питерской музыкальной спецшколе мы начнем апробировать планшет и проводить специальные исследования. В этом начинании я встретил полное понимание и со стороны руководства школы и со стороны преподавателей. Иногда задумаешься, сколько уже раз слышал предложения уехать за рубеж и там реализовывать свои идеи, и все же остался здесь, в России. В стране, где несмотря на цинизм властей и чиновничий беспредел, все еще так много талантливых и необычных людей, беззаветно преданных своему делу, истинных профессионалов. Окуджава был прав, надо всем нам браться за руки, друзья! 

Продолжаются занятия шахматами в филиале Ломоносовской школы, с которой у нас соглашение о методической и организационной поддержке. Уже завтра, накануне Пасхи, начинаются занятия в специальном шахматном классе, созданном при культурно-просветительском центре армянской апостольской церкви в России. Кстати, в этот класс могут приходить дети любых национальностей и вероисповеданий – в этом главный смысл его создания. Реальность такова, что на сегодняшний день церковь становится одной из немногих структур, которая способна объединить людей общечеловеческими ценностями. 

Немного с создании и выпуске книги «Музыкальная пирамида шахмат». 10 марта Алексей Кандинский сдал свою часть работы, но при этом выдвинул определенные требования по ее оформлению. Здесь и новые правила орфографии, и специальные шрифты и еще немало технических требований. Почти все издательства, к которым мы обратились, отказались делать книгу в подобном формате, а те немногие, что согласились, попросили довольно длительный срок для верстки и высокую оплату. Пришлось принимать волевое решение. Мы уже и так в многомесячном долгу перед нашими читателями, и генеральный директор компании Валерий Витальевич принял решение о выпуске первой части книги, а ту часть, которую написал Кандинский, решено отправить на специальную экспертизу ввиду сложности и неординарности самого текста. Конечно, жаль, что так получилось, но буквально на днях мы тираж книги вышел из типографии и прибыл в Москву. Теперь поклонники шахмат и музыки смогут узнать о том, как создавалась матрица и получат возможность самостоятельной работы над текстами своих сыгранных партий. 

Очень хотелось поехать в Сочи на юношеский чемпионат России, но так и не удалось это сделать. Сейчас с интересом читаю материалы о командном чемпионате России среди мужчин и женщин, а также о первом Открытом первенстве России среди детских шахматных клубов. Прекрасное начинание, уверен, что оно приживется и подобные турниры станут традиционными. 

Возвращаясь из Питера в Москву ( славненько, что командировочных впритык, но хватило) в купейном вагоне увидел третий номер «64». Поначалу в двух холщовых кармашках их было около 10 , затем увидел, как пассажиры начинают их разбирать, и поспешил, чтобы не остаться у пустого «корыта». В повседневной беготне как-то не удосужился купить новые номера нашего журнала-«монополиста». В поезде читается с особым удовольствием, хотя и время было позднее, но вскоре расстроился, увидев как много в журнале орфографических и стилевых ошибок. Что творится с нашим журналом, куда смотрит корректор. Казалось бы, радоваться надо, получили такого спонсора в лице РЖД, а журнал явно лихорадит. Куда подевались статьи харизматичных Одесского, Ноткина, Барского? Странное ощущение, что журнал по содержанию стал не таким колоритным. Все же прочитал его от корки до корки, куда же денешься, а потом вернул на старое место – пусть и другие пассажиры почитают. 

Помимо всяких текущих дел и проектов, наша компания сейчас занимается и организацией второго турнира «Голден блиц». Он обещает стать еще более звездным по составу и предварительно его проведение намечено на вторую половину сентября. Всех секретов раскрывать пока не буду, но накопленный при проведении первого турнира опыт позволяет надеяться, что удастся создать новое яркое шоу. Кстати, диски DVD первого «Голдена» уходят нарасхват, особенно те, что переведены на английский язык. Что же это, господа хорошие получается? Иностранцам все это гораздо интереснее, чем россиянам! Они готовы даже втридорога переплачивать, лишь бы получить интересный эксклюзивный материал. А в нашем «сонном» царстве диски расходятся не шатко-не валко. Ладушки, в конце-концов, все станет на свои места, но жаль, что понимание и признание приходит так поздно. Вот и приходится жить и создавать в России, а продавать за рубежом. Как сказал один знакомый шахматист «Ты что такой наивный. Дисков сто уже продано, значит несколько тысяч копий тоже сделано. Это же Россия-матушка, вспомни знаменитые слова Карамзина.». Все равно не хочу в это верить, хочу остаться наивным романтиком, пусть самой большой наградой за все станет теплое желто-зеленое облако слепого малыша. 

До встречи, друзья!