«Стенька Разин» в Дортмунде

 

Интервью с Эмилем Сутовским.

Твои впечатления о турнире в Дортмунде. Как ты можешь объяснить успешное выступление с игроками элиты и слабое с шахматистами «второго эшелона»? 

Турнир в Дортмунде оставил противоречивые впечатления. Мне трудно объяснить, почему удавалась игра с ЭЛО-фаворитами, и так неудачно складывалось с теми, у кого рейтинг пониже. Возможно, на «великих» был особый настрой, хотя, скорее всего, чисто шахматные причины повлияли на такое необычное выступление. Во многих партиях удавались интересные замыслы, но, к сожалению, не всегда получалось доводить их до логического завершения. Особенно обидны упущенные победы в партиях с Адамсом и Свидлером. 

Что-то изменится в твоих планах после выступления в Дортмунде? 

Особых изменений не почувствовал. Как и предполагал ранее, могу бороться на равных со всеми сильнейшими, но в то же время обнаружились недостатки, над которыми предстоит работать в будущем. 

Стали уже традицией твои выступления с концертами на турнирах. Как к этому относятся организаторы и коллеги? 

Действительно, выступал с концертами уже во многих странах и организаторы турниров, зная о моем полупрофессиональном увлечении, заранее просят спеть. К примеру, организаторы Дортмунда попросили исполнить «Стеньку Разина». Пришлось за несколько недель разучивать эту песню, так как она не входила в мой репертуар. А вообще, я регулярно занимаюсь с педагогом, в моем постоянном репертуаре порядка 30 арий, романсов и классических песен. Любимые оперные композиторы – Моцарт, Верди, Бородин. Если же говорить о классической музыке, то в список любимых композиторов обязательно войдут также Шопен и Чайковский. Получаю от пения огромное удовольствие, да и организаторам турнира это интересно. Что касается коллег-шахматистов, то тут отношение от скептически-ироничного ( дескать, лучше бы ты шахматами больше занимался) до уважительного – мол, здорово поешь, «приятно, что у нас такие люди есть». 

Очевидно, что ты сейчас работаешь над расширением дебютного репертуара. Не кажется ли тебе, что защита Грюнфельда переживает серьезный кризис? 

К числу упомянутых выше недостатков, безусловно, относится узость дебютного репертуара. Главным образом это относится к борьбе после 1.d4. Все-таки играть один Грюнфельд (изредка сочетаемый с еще менее надежной староиндийской) – это недостаточно на столь высоком уровне. Думаю до конца года освоить и наиграть еще одно, более солидное дебютное построение, хотя, отнюдь не собираюсь отправлять столь интересный дебют как защиту Грюнфельда в архив. 

С кем ты сейчас сотрудничаешь, есть ли у тебя спарринг-партнеры? 

Работаю над шахматами достаточно много, хотя, безусловно, есть бо’льшие «пахари» чем я. Постоянный тренер – гроссмейстер Алон Гринфельд, периодически анализирую (в качестве спарринг-партнеров) c Борисом Гельфандом и Женей Наером. Как и у абсолютного большинства гроссмейстеров, основное время занимает дебютная подготовка, хотя достаточно часто на занятиях с Гринфельдом докапываемся до интересного эндшпиля? rоторому можем посвятить несколько часов. Кроме этого, я пытаюсь составлять этюды. Уже удалось составить несколько – по отзывам этюдистов достаточно приличного уровня. Кстати, в ближайшем номере «New in Chess» будет опубликована статья известнейшего этюдиста Й.Афека «Гроссмейстеры и этюды», в которую включен созданный мной этюд. 

Что ты думаешь о чемпионате мира в Аргентине, как оцениваешь шансы участников? 

Чемпионат мира в Аргентине, наверняка, будет очень интересным. Я буду отнюдь не беспристрастным зрителем, так как активно участвую в подготовке одного из участников турнира (к сожалению, не могу раскрыть секрет и поведать о ком идет речь). Наибольшие шансы на успех, пожалуй, у Ананда, хотя победа, скажем Топалова или Леко особенно не удивит. Впрочем, определенные шансы на победу в турнире имеют чуть ли не все участники. 

Несколько слов о проекте «Шахматная музыка». Возможно ли использование шахмат в шоу-проектах? 

Идея шахматной музыки мне очень близка. Я был одним из первых слушателей, и, конечно же, сразу оценил необычность и, я бы даже сказал, уникальность идеи. Хочется пожелать успеха Валерию Суреновичу и претворения его творческих планов в жизнь. 

Что касается шахмат как шоу – я думаю, стоит поэкспериментировать с форматом блица (не быстрых шахмат, а именно блица) на ТВ. Думаю, матчи между сильными гроссмейстерами ( и к тому же яркими личностями) в формате две классические блицпартии плюс возможный решающий (при счете 1-1) поединок с контролем 5 на 4, имеют все шансы завоевать широкую аудиторию. 

Ты сыграл столько интересных и ярких комбинационных партий, нет желания написать книгу? 

Написание книги – это довольно серьезный вопрос. Мне кажется, что подобную книгу надо делать «на века», вложиться в нее полностью. Поскольку, такой подход очень плохо сочетается с профессиональной карьерой, то не думаю, что «возьмусь за перо» в ближайшем будущем. Тем не менее, книгу своих лучших партий обязательно хочу написать (интересно, что уже получил конкретные предложения из нескольких издательств). А пока в ближайших планах лишь создание за доской материала для будущей книги!