Раздел 5
Мат одинокому королю.
Партию принято условно делить на три стадии (части):
а) дебют - начало игры;
б) миттельшпиль - середина игры;
в) эндшпиль - окончание игры.
В партиях начинающих в результате грубых ошибок в дебюте или миттельшпиле, игра, как правило, кончается до наступления эндшпиля. В них явно выделяется стремление заматовать короля соперника или "съесть" побольше его фигур. Но со временем, по мере уменьшения грубых ошибок, вы поймете, что при внимательной игре соперников, мат в середине игры поставить крайне сложно и партии все чаще будут доходить до эндшпиля.
В этом разделе мы познакомимся с простейшими окончаниями, в которых одна из сторон располагает большим материальным преимуществом.
Мат ферзем.
В центре доски мат королю поставить не удастся. Поэтому первая часть задачи - оттеснить белого короля в угол
1... Фd8-d3,
максимально ограничивая подвижность белого короля.
2.Кре1-f2 Фd3-e4
Обратите внимание - ферзь становится по отношению к королю на расстоянии хода коня, как бы скачет на невидимом коне.
3.Крf2-g3
Попытка вырваться на свободу. Вы уже догадались, в каком углу белый король получит мат? Конечно же, на поле h1!
3... Фe4-f5
4.Крg3-h4 Фf5-g6
5.Крh4-h3 Фg6-g5
6.Крh3-h2 Фg5-g4
7.Крh2-h1
Внимание, король белых в углу! Дальше приближаться ферзем не следует. После 7...Фg4-g3 получается пат и ничья. Теперь, когда белый король обречен метаться с поля h1 на поле h2, наступает время подключать в игру своего короля. Он медленно, но неотвратимо приближается, чтобы помочь своему ферзю поставить мат.
7... Кре8-е7
8.Крh1-h2 Кре7-е6
9.Крh2-h1 Кре6-е5
10.Крh1-h2 Кре5-f4
11.Крh2-h1 Кре4-f3
12.Крh1-h2 Фg4-g2х
Этот метод матования ферзем не самый короткий, но самый простой и эффективный.
Мат ладьей.
И вновь короля белых надо оттеснять в угол. Например, на поле а1
1... Лh8-h5,
сразу "отрезая" половину доски.
2.Крd4-e4 Кре8-f7
Ладье необходима поддержка и защита короля. На ферзя король нападать не мог, а ладья более уязвима.
3.Кре4-f4 Крf7-f6
4.Крf4-e4 Лh5-f5!
Еще больше ограничивая подвижность короля белых:
5.Кре4-d4 Лf5-e5!
6.Крd4-d3 Крf6-f5
7.Крd3-d4 Крf5-f4
Кажется, что король и ладья черных связаны невидимой нитью.
8.Крd4-d3 Ле5-е4
9.Крd3-c3 Крf4-e3
10.Крс3-с2 Ле4-d4
11.Крс2-с3 Кре3-е4
Белый король неизбежно попадает в угол на а1.
12.Крс3-с2 Лd4-d3
13.Крс2-с1 Кре4-е3
14.Крс1-с2 Кре3-е2
15.Крс2-с1 Лd3-d2!
16.Крс1-b1 Кре2-d3
17.Крb1-c1 Крd3-c3
18.Крс1-b1 Лd2-c2
19.Крb1-a1
Король в нужном углу, но, внимание! Неосторожное 19...Лс2-b2 привело бы к пату и ничьей.
19... Крс3-b3
20.Кра1-b1 Лс2-с3!
21.Крb1-a1 Лс3-с1х
Надеемся, вы обратили внимание, что и ферзем, и ладьей мы ставим мат без шахов.
Мат ферзем и ладьей чаще всего встречается в партиях начинающих шахматистов. Гораздо реже встречается мат двумя слонами или слоном и конем.
Мат двумя слонами.
Начинаем, как и раньше – с ограничения подвижности короля слабейшей стороны.
1... Сс8-d7
2.Крd4-е5 Сf8-е7
Слоны стоят рядышком, и напасть на них невозможно.
3.Кре5-d5 Кре8-f7
"Трое в ряд – дружный отряд!"
4.Крd5-e5 Сd7-е6
5.Кре5-f4 Се7-f6
6.Крf4-e4 Крf7-g6!
Знакомая картинка?
7.Кре4-е3 Се6-f5
8.Кре3-f3 Сf6-g5
9.Крf3-g3 Крg6-h5
10.Крg3-f3 Сf5-d3
11.Крf3-g3 Сd3-e4
12.Крg3-f2 Сg5-f4
13.Крf2-e2 Крh5-g4
14.Крf2-e1 Крg4-g3
15.Кре1-f1 Сf4-d2
"Тащим" короля белых в угол на h1.
16.Крf1-g1 Сf3-е2
Осторожно, "мина" - 16...Сf3-g2 и пат.
17.Крg1-h1 Сd2-е1
18.Крh1-g1 Се2-f2+
19.Крh2-h1 Се2-f3х
Мат слоном и конем.
Мат слоном и конем встречается редко и считается самым трудным в шахматной практике. Метод оттеснения короля довольно сложен, и вам пока нет смысла его подробно изучать. Главная идея – совместными усилиями оттеснить короля слабейшей стороны в угол цвета слона (таких углов, как вы знаете, два) и затем поставить мат. Вот примерное решение такого окончания.
1... Cс6-d7
2.Крb8-a8 Сс7-е6
3.Кра8-b8 Kb4-а6+
4.Крb8-a8 Ce6-d5х
Поставить мат двумя конями невозможно. Невозможно поставить мат и одной легкой фигурой.
Упражнения.
1. Белые: Крg7, Фе8
Черные: Крg1
Поставить мат черному королю не позднее, чем за 6 ходов.
2. Расставьте произвольно позиции и потренируйтесь дать мат одинокому королю ладьей или двумя слонами. Примерно по 4-5 позиций на каждую тему.
Не ленитесь, знание этих простейших окончаний поможет вам понять принципы взаимодействия шахматных фигур!